увеличить шрифт +А
уменьшить шрифт -А
нормальный шрифт А
Если вы обнаружили ошибку, выделите
слово и нажмите "Ctrl+Enter"
Регистрация
Войти

Валюта Курс Изменение
USD 148.72   0
EUR 195.52   0
CNY 23.60   0
RUB 4.92   0
Предоставлено НацБанком
Погода в Астане
Днем Ночью
Малооблачно,  без осадков
-19...-21 °C
Пасмурно,  без осадков
-23...-25 °C
Предоставлено www.gismeteo.ru
Подписка на рассылку
АВТОРЫ
Сергей ТУНИК

Упражнения профессионалов

06.02.2012, 06:45

Ещё раз убедился в том, что в наше время за весами Правосудия часто можно разглядеть фигуру теневого продавца. В первый день февраля журналисту Тохниязу Кучукову и правозащитнику Евгению Жовтису «дали» амнистию. Но решение суда почему-то должно вступить в законную силу только через две недели. Странно. Офицер полиции Аскар Кульбаев совершил такое же ДТП со смертельным исходом. В отличие от Тохнияза и Жени – был пьян и скрылся с места происшествия. Но тоже попал под амнистию. При этом полицейского освободили прямо в зале суда, а первым двум – ещё чалиться на нарах и жрать баланду за счёт налогоплательщиков? Это почему?

Впрочем, я всегда подозревал, что миски весов у нашей Фемиды для разных обвиняемых по-разному весят и по-разному помечены. А Буква Закона частенько наступает на ногу Духу Закона. И, сдаётся мне, старается сделать это побольнее. 

Тамара АЛИНА

На следующей выходите?..

06.02.2012, 06:44

Мудрые учёные люди пришли к выводу, что в человека от природы заложены чувства сострадания, справедливости и зависти. То есть мы не приобретаем данные качества в ходе воспитания, а являемся их носителями с самого рождения. Какое из этих общеобязательных чувств больше повлияло на результаты нынешнего опроса Народного контроля, решать читателям.

Данила ЮВАЧЁВ

Ну, за «серато»!

06.02.2012, 06:38

Похоже, трудные времена настали у чиновников. Обложили их со всех сторон: за границу в отпуск – низзя! Мягкое авто под мягкое место – низзя! Масштабные тои под видом конференций – низзя! Ой, боюсь, повалит народ с госслужбы. Не рядовой, конечно, – простой чиновник и так белого света не видит, – а руководящий. Вот только непонятно – плохо это или?..

Юрий ЦАЙ

Рейтинг для региона

06.02.2012, 06:25

В своё время, проходя полугодовую стажировку в Южной Корее, я поражался тому, что уровень жизни и сервиса как в Сеуле, так и в каком-нибудь захолустном Донхэ идентичен: в магазинах одинаковый выбор, в кафе и многочисленных харчевнях, которыми усыпана береговая линия моря, уровень обслуживания не отличается от сеульского. Вся территория Южной Кореи покрыта сетью скоростных дорог. Благодаря этому можно за полдня легко пересечь страну из конца в конец. Автомагистрали снабжены многочисленными дорожными указателями. Особенно приятное впечатление производят стоянки для отдыха на автобанах. Как правило, это большие комплексы, включающие заправку, кафе, магазин, туалеты, места для отдыха, телефон и множество автоматов: по продаже горячего супа, напитков и закусок из морепродуктов.

Виктор ВАРОВ

Нет, не будет старость в радость!

06.02.2012, 06:20

«…вкладчики не имеют возможности влиять на инвестиционную политику пенсионных фондов. Поэтому и относятся к пенсионным отчислениям как к оброку. А руководство отдельных пенсионных фондов распоряжается ими как своими собственными и обслуживает интересы акционеров, нередко покрывая их расходы».

Валентина ВЛАДИМИРСКАЯ
Валентина ВЛАДИМИРСКАЯ

Фальшивый блеск потёмкинских деревень

06.02.2012, 06:19

Факты нарушений в госкомпаниях в сфере корпоративного управления обсуждаются рынком регулярно. Фигурируют здесь не только поставщики и подрядчики, связанные с топ-менеджерами, но и обналичка, вывод средств за рубеж, скрытые материальные вознаграждения. Иногда они становятся предметом публичных дискуссий. Но поздно уже на этапе следственных мероприятий. А в госорганах не любят признавать наличие проблем. Так и прячутся они в тени, заботливо прикрытые глянцем «достижений».

АРХИВ
Колумнисты
02.08.2010, 11:52

Казахскому языку надо учить по-казахски

Статья
Фото
Видео

Ребятам, которые делают передачу про шала-казахов, надо памятник поставить! Можно долго с умным видом говорить о том, что нашу нацию хотят уничтожить, наш язык убить и нашу территорию занять, и поэтому, мол, всем пора учить казахский. А можно использовать здоровый юмор, иронию, вызвать искреннюю симпатию и достигнуть гораздо лучших результатов. Я считаю, что для развития и популяризации казахского языка шала-казахи делают намного больше, чем многие национал-патриоты. Те, у кого нет чувства юмора, кто говорит, что казахский язык в этой программе коверкается и это оскорбление, мыслят чересчур узколобо. И это их проблемы. 

Языковой вопрос, по моему мнению, излишне политизируется. Многие на этом играют, и у многих это получается. Мне становится страшно, когда этот вопрос становится главным, когда его выдают за наипервейшую повестку дня, когда рождаются волны ложного патриотизма. Коробит меня и самоуничижение, когда на всех углах кричат, мол, казахский язык погибает или он уже умер, или кто не знает своего языка – тот недочеловек, зверь и прочее… Это, конечно, тревожный симптом. Так и хочется возразить: почему в нашей стране так же не поднимаются другие проблемы? Свобода слова? Свобода собрания? Свобода выбора? Почему сначала не решаются именно эти вопросы?! Понятно, что такие вопросы ставить опасно. Тут же пришьют статью, конфискуют имущество, оторвут голову – и до свидания. А на тему языка можно говорить бесконечно. Заигрывать. Делать себе имя.

Помню, когда Карим Масимов возглавил комиссию по развитию государственного языка, выступали наши седовласые активисты, мол, вот сам премьер-министр взялся за это благое дело. По мне, так они должны были подойти к нему и сказать: «Айналайын, дай нам бабки и иди занимайся экономикой страны». И не нужен тут никакой дешевый популизм! А у нас видите как – все хотят пристроиться, примазаться… Иногда это просто противно.

Казахский язык не умер и никуда не делся. Он развивается не благодаря и не вопреки. Не благодаря правительству, не вопреки оппозиции. Язык развивается, потому что жив сам народ. Пусть это банально звучит, но это так. Я думаю, мы здесь излишне фетишизируем роль правительства, фетишизируем роль лидера, фетишизируем роль партии… Почему-то очень мало говорится о роли каждого конкретного человека. Работать надо не так топорно, как это делается сейчас. И самое главное, никогда нельзя обижать или оскорблять людей.

Помню: после окончания института я вернулся домой, устроился на работу и ездил по районам, как молодой начальник из обкома партии. Как-то после моих «лекций», которые я проводил по-русски, ко мне подошли аксакалы и потихоньку сказали: «Мы видим, ты умный, образованный, в Москве учился, но ты выучи вот это и то по-казахски. Это не будет тебе во вред». Знаете, мне было с-т-ы-д-н-о. Я приехал домой, поднял стариков, словари, заучивал пожелания, пословицы, тосты... Не могу сказать, что сейчас я владею казахским языком лучше всех в стране, но я бегло разговариваю, читаю без проблем, мыслю, интервью раздаю. По-казахски с любым могу договориться и любого поставить на место. И всё это потому, что тогда, много лет назад, меня не оскорбили, не обидели. Те старики поступили по-казахски. Очень аккуратно и мудро. Они взывали к моей совести. А если кто-нибудь из них сказал бы: «Эй, иттын баласы, ты продал свою Родину! Ты продал свой язык. Ты продался русским!» – это вызвало бы у меня однозначный протест. В лучшем случае я уехал бы, в худшем – сказал бы: «Да пошёл ты!»

Теперь обратите внимание на то, как работают наши сегодняшние аксакалы, активисты, фамилии которых даже называть не хочется! Первый высокий, второй – не очень. Один с крашеными волосами, другой с насупившейся губой. Профессора, учёные, жёстко выступают… А на методы их посмотрите – это же типичное комсомольское наследие! Те старики, которые уже давно ушли из жизни, воспитывали молодёжь по-казахски. Нынешним лишь бы покарать, наказать, оштрафовать… А ведь казахскому языку надо учить по-казахски. С учётом характера. С учётом ментальности. Найдите такие слова, чтобы людям стало больно за свой язык. Найдите такие слова, чтобы он за него радовался. Если вы не можете найти таких слов, значит, вы сами не казахи, несмотря на отличное знание грамматики.

Если на языковом фронте нет тонкой идеологической работы, то мало помогут и деньги. Я вообще считаю, что деньги, выделяемые на развитие государственного языка, – это деньги, выброшенные на ветер. Давайте рассуждать логически. Итогом любых финансовых вливаний должен быть конкретный результат. Деньги, вложенные в сельское хозяйство, – это вагоны с зерном, которым заполнятся элеваторы. Деньги, вложенные в промышленность, – это техника. Деньги, вложенные в науку, – это открытия, инновации, лекарства от неизлечимых прежде заболеваний… То есть – это всё реальные результаты. Реальный результат от денег, вложенных в развитие языка, – это человек, который говорит по-казахски. Так ведь? Но где он? Можно выпустить миллион учебников и пять миллионов дисков, но когда я не вижу людей, которые стали говорить по-казахски, значит, результата нет. Деньги ушли впустую. Для меня результат – это говорящий человек, а не какая-то кругляшка CD-диска или толстая книга – очередной словарь!

Я уверен, что деньги надо вкладывать в то, что завтра будет привлекать людей, в то, что сподвигнет их на изучение казахского языка. Я понимаю министра Кул-Мухаммеда, который сказал о том, что владение казахским языком должно быть модным и престижным. Мода – не в смысле временной востребованности. Модный язык – это не модные брюки. Модный язык несёт за собой мощный культурный посыл. Я помню, как в детстве было модным вставлять в казахскую речь русские словечки. Это было такое окно в мир. Когда я был студентом, было модно вставлять в русскую речь уже английские или французские слова. За этими иностранными словами стоит мощная культура, к которой до сих пор тянутся все люди. Чтобы казахский стал модным именно в таком смысле, необходимо обеспечить эти «качественные» тылы. Пусть это будет литература или песни, художественные фильмы или спектакли. Но это должно быть сделано настолько грамотно и настолько талантливо, чтобы людям хотелось к этому прикоснуться. Тогда они сами захотят учить язык, который поможет им расширить свои горизонты и приблизиться к чему-то прекрасному.


Просмотров: 629,   33 | Оставить новый комментарий
Комментарии  

01.08.2010, 19:14   #  |  Владимир

Довольно не дурственно и со свежими мыслями, в противоположность около научного г. Нарикбаева. Думаю, что фрагмент со стариками скорее всего театрализирован, но общего фона он не портит. Так считаю потому, что сам современник того времени. Расклад прост; если хотят в РК избавиться от не казахов, то лучше силового языкового воздействия не найти ! Но если хотят сохранить толковую общность казахов и остальных, то работать надо близко к стилю г. Еримбетова, но уже с поправками. Так например, необходимо, и как можно скорее, вернуть двухязычие во все госучреждения, вплоть до всех учебных заведений, включая школы. Понимать мало, г. Еримбетов, нужно делать. Ведь сейчас идёт инкубационный период данной проблемы и чем это закончиться зависит от правильности выбранных мер.

Ответить на комментарий

01.08.2010, 20:01   #  |  Жанибек

Браво!!!!

Ответить на комментарий

02.08.2010, 10:33   #  |  КАЗАХ

Не все еще потеряною Спасибо.

Ответить на комментарий

02.08.2010, 13:52   #  |  Моё имя

Я тоже люблю в свою русскую речь вставлять казахские слова. Мне это нравится :)

Ответить на комментарий

02.08.2010, 15:24   #  |  Виктория

К сожалению, не все, а точнее, почти никто не мыслит столь здраво. Позицию старшего и среднего (трудоспособного) поколений русскоязычных не учитывает никто. А ведь это люди, в свое время не поддавшиеся панике (у наших детей нет будущего в Казахстане!) и не уехавшие в Россию. В свое время мне казалось - правильно, в Казахстане все нормально с языковой политикой. Так нет, снова повеял тревожный ветер перемен - если в ВУЗах начнут преподавать ряд предметов только на казахском, куда поедет учиться русскоязычная молодежь? В том числе и казахи,и многие другие? Правильно, в Россию и дальнее зарубежье. И они останутся там. И перетянут потом старших братьев-сестер и родителей. Предсказуемый сценарий.

Ответить на комментарий

02.08.2010, 17:03   #  |  Расул

хоть один известный человек трезво мыслит в языковой сфере!

Ответить на комментарий

03.08.2010, 23:11   #  |  tedem

Статья полная ерунда. Почему возникла эта проблема? Почему нет этой проблемы в других странах бывшего Советского Союза? Надо сохранить то наследие, которое имеем и способствовать увеличению населения РК казахами, путем иммиграции этнических казахов, поддержкой рождаемости и т.д., но это не должно быть связано с оттоком других национальностей. Мы должны придерживаться долгосрочной программе по развитию нашего языка, форсировать значит навредить.

Ответить на комментарий

04.08.2010, 14:25   #  |  Канат

Tedem, назовите хоть одну страну, из бывшего Союза без проблем ! Какое наследие вы предлагаете сохранить, жузе-юртовское ? Так о нём, для пользы дела , надо скорее забыть. Не приедут и зтнические, им там лучше, чем здесь в мамбетах. А пока казахи активно делают хуже сами себе. Проще какают себе в карман, с псевдо замудрённым видом. Приглядитесь к крикунам и обнаружите, что перед вами нацик, со слабой головкой, к тому- же бездельник и вор. Вам он нужен? Если да, то и вы один из них !

Ответить на комментарий

22.11.2010, 21:59   #  |  44444

Я с вами полностью согласен

Ответить на комментарий

04.08.2010, 15:23   #  |  Амир

Отличная статья, мне очень понравилось!!

Ответить на комментарий

04.08.2010, 19:36   #  |  22547

Автору спасибо за мудрый подход!

Ответить на комментарий

05.08.2010, 16:06   #  |  Аманбай

Не 100% но на 99,9% согласен с автором. Лично сам разговариваю, пишу и думаю на русском языке, но начал слушать песни и петь на казахском, разговаривать на казахском. Чтобы наш родной язык развивался надо не болтать о языке, а самим разговаривать на своем РОДНОМ языке со всеми своими родными, друзьями и знакомыми. Тогда он и будет востребованным и развиваться естественным путем.

Ответить на комментарий

07.08.2010, 22:04   #  |  neorus

Ведь говорил поэт - "возвысить степь не унижая горы". С языковыми делами должен быть такой принцип. Всякий другой подход - тупик. Думаю что "агашки" от науки это понимают, но соблазн "распилить" бюджет (и не малый) затмевает разум. Автор - умница.

Ответить на комментарий

09.08.2010, 11:18   #  |  просто я

отличная статья, так же согласна с коментарием Каната. Автор прав и в том, что учить казахскому надо "по казахски". Я с Севера, училась с русской школе, в классе было 2 казаха: я и еще 1 мальчик. Родители врачи, все время на дежурстве. Естественно, казахского я не знала. Начала учить в университете, старалась, попыталась заговорить - оборжали, сказали что с моим шала-казахским лучше молчать. Молчу уже 13 лет. И еще- подскажите мне люди, почему во всех языках словозаимствование приемлемо, а у нас стараются перевести все? Почему нельзя было велосипед оставить велосипедом а киоск -киоском? Что, наши предки на шайтан-арбе гоняли?

Ответить на комментарий

09.08.2010, 16:13   #  |  Сергей

для Владимир разве в гос и прочих учреждениях не разговаривают на русском языке? еще как разговаривают... и вообще в Казахстане можно прекрасно жить не зная казахского языка, если было бы не так то все бы говорила на казахском

Ответить на комментарий

09.08.2010, 17:51   #  |  Руслан

А не лучше заниматься экономикой

Ответить на комментарий

09.08.2010, 19:13   #  |  Самат

Я с Уральска. Я думаю, что нехороший имидж с казахском языком создают именно русскоязычная пресса. Простые люди осознают о необходимости изучения языка и изучают. Например у нас в области аж 20 процентов детей детсадов не казахи. Никогда такого не было. Говорят много желающих отправить детей в казахские детсады. Родители хотят, чтобы их дети знали и русский, и казахский.

Ответить на комментарий

11.08.2010, 14:52   #  |  шала- КАЗАХ

да горлопанов у нас очень много, которые хотят попасть в рай и на этом наварится! на этой почве разжигают межнациональную рознь!

Ответить на комментарий

11.08.2010, 16:23   #  |  Виктория

Родителям сейчас все равно, в какой садик устроить - хоть с обучением ивриту, потому что мест в дошкольных учреждениях катастрофически мало, а те, что строят - все казахские.

Ответить на комментарий

13.08.2010, 13:01   #  |  әдiлi

правильный комментарий ( почему по русски аэропорт ,а по казахски "ауежай"? ) и спасибо автору статьи. А свои комментарии на статью "Мода на язык" я уже оставил. Прошу прочитать и откликнуться тем, кого ПОНАСТОЯЩЕМУ волнует проблема казахского языка

Ответить на комментарий

16.08.2010, 13:32   #  | 

комментарий удален

Ответить на комментарий

16.08.2010, 13:34   #  | 

комментарий удален

Ответить на комментарий

16.08.2010, 14:27   #  |  Анна

Очень грамотный, таких к сожалению очень мало в Казахстане

Ответить на комментарий

23.08.2010, 18:50   #  |  Моня

Статья очень познавательная. Я тоже поддерживаю такое мнение как: хотя бы пусть начнут с чувством юмора, "по шала-казахски" общаться, а там глядишь и желание придет узнать по словечку и т.д.

Ответить на комментарий

30.08.2010, 17:55   #  | 

комментарий удален

Ответить на комментарий

30.08.2010, 17:57   #  |  Аноним

Еримбетов за свою жизнь ни одной книги на казахском языке не прочел. Сомневаюсь, что он вообще хотя бы одну книгу до конца прочел. Он же поверхностный. Сегодня - здесь, завтра - там. К казахам он относится как к первобытнообщинному стаду. Он сам так говорит: "Казактар-адам емес"...

Ответить на комментарий

02.09.2010, 00:56   #  |  Гульнара

Критиканство - не лучший способ внедрения языка. Говорите, слушайте и наслаждайтесь красотой языка. Хотите говорить по казахски - говорите, а не обсуждайте "почему аэропорт - ауежай". Я тоже училась в классах, в которых было 2-3 казаха. И родители работали, но по казахски говорю, пишу, читаю и понимаю. Даже пою. Нечего обвинять других в том,что 13 лет молчите... НЕ хотите говорить по казахски -и дальше молчите. Хотите - начните сейчас.

Ответить на комментарий

11.09.2010, 00:30   #  | 

комментарий удален

Ответить на комментарий

11.09.2010, 04:34   #  |  Айдар

Не надо за всех неказахов говорить. Все кроме русских казахский давно уже выучили. И немцы, и уйгуры, и кавказцы, и узбеки. Одни русские упираются.

Ответить на комментарий

11.09.2010, 14:47   #  |  Марко

Смешно читать комментарии Айдара,Гульнары и им подобным.Вы сами то убеждены,что новодел (РК),в серьёз и надолго?Лично я,и не только,вовсе не убеждён.По тому как серьёзные страны и главное,надолго,не получаются из новоделов.Как Косово.Её судьба сплошная неопределённость,так же,как судьба всех стран Средней Азии,границы которых не имеют исторических корней.Эта проблема не заставит себя долго ждать.Поэтому насильное решение языковой проблемы только ускорят териториально-граничные изменения в названном регионе.Торопливость нужна,в основном,при ловле блох,но не в языковой сфере.

Ответить на комментарий

11.09.2010, 20:16   #  |  ххх

Спасибо товарищу Еримбетову отличная статья, а я уже думал что все наши чиновники ворюги подхалимы и блюдолизы...

Ответить на комментарий

12.09.2010, 12:33   #  | 

комментарий удален

Ответить на комментарий

06.11.2010, 14:31   #  |  Волче

Статья хорошая, согласен с автором. Носильное навязывание языка это не дело, каждый сам, самостоятельно должен захотеть изучать язык. Еще мне очень интересно, а куда делась нашумевшая статья Динары Бисембаевой "Мода на язык" с этого сайта?? Как не странно, но ссылка оказалась не рабочей, а статья бесследно пропала.

Ответить на комментарий

Оставить новый комментарий

Ваш новый комментарий

ОПРОС
Хотите ли вы введения единой валюты для стран Таможенного союза?

ДА
НЕТ
НЕ ЗНАЮ

ПЕРСОНЫ


Информационный портал о Тбилиси

Ошибка
Комментарий